Профилактика насилия в образовательной организации

24.06.2022

Насилие в образовательной организации - проблема довольно многосторонняя. Нет четких сигналов, по которым педагоги или другие взрослые вычислили бы, что конкретный подросток может совершить подобного рода преступление. Есть только критерии, по которым можно попробовать это определить, но под них попадает довольно большое количество детей. Чаще всего, если отслеживать те преступления, которые уже были совершены, то можно увидеть, что эти ребята страдали от насилия по отношению к себе. Также они могли быть изгоями в группе сверстников, детьми с расстройствами.

Еще одна возможная причина подобных трагедий — романтизация насилия в социальных сетях. Если вы зайдете в соцсети, то увидите, сколько там видеороликов, которые романтизируют насилие. Ролики, которые реально показывают, что если ты можешь унизить, ударить человека, то ты крутой. Пока в обществе насилие так романтично и прекрасно, будут возникать подобные ситуации.

Родителям очень важно учить детей конструктивным способам решения конфликта. Дать понимание, что сверстник — другой человек, у него другое мнение.

Еще часто работают только с жертвой: говорят, что, наверное, он сам виноват, мог бы быть более открытым, более живым, как-то не так одеваться. Но есть и вторая сторона, которая проявляет агрессивное поведение. С ней тоже нужно работать.

Как работать с агрессором? Это многосторонняя помощь. Ни в коем случае не должно быть поддержки такого поведения со стороны родителей. Ребенка нужно научить общаться по-другому, выяснив причины, почему сложилась такая ситуация. Работа педагога должна заключаться в том, чтобы он пресекал какие-то агрессивные нападки, работал с агрессором в том числе, а не поддерживал его.

К сожалению, ситуация обстоит так, что до 80% обращений к психологу поступает только когда достигнут пик — в отношениях между родителем и ребенком большой провал. Он восстановимый, но требует много работы. Чаще всего приходят с запросом: «Сделайте с ним что-нибудь, он плохой. У него проблемы в школе, проблемы с поведением. Но я здесь совсем ни при чем, я сделал все, что мог». Так не работает: ребенок реагирует, развивается, растет в тех условиях, которые создает ему родитель. Всё, что есть сейчас, результат тех условий, которые вы построили.

Родительская ответственность в том, как ведет себя ребенок, адаптируется ли он в коллективе, довольно велика; ответственность школы, ответственность системы, общества — уже на втором плане.

Что могут сделать родители, если замечают агрессивное поведение у своих детей? Первое, что должны делать родители, — общаться с детьми. Круг взаимодействия «родитель — ребенок» нарушен, а дети создают стену, которые разделяют их и взрослых. Это неслучайно. Значит, не услышали, не приняли, не заметили! Родителям также стоит обращать внимание на соцсети их детей, это наиболее открытый источник для понимания того, в каком кругу общается человек и что интересует ребенка. Кроме того, важны увлечения ребенка.

Замалчивание и отказ учителей и родителей от обсуждения трагедии, которая произошла в казанской школе, не сможет привести ни к чему хорошему. Необходимо обсудить это с детьми в мягкой форме и сделать вывод, почему такое могло произойти, что можно было сделать, чтобы такой ситуации не было. Не стоит запугивать ребенка, но надо дать ему возможность подумать над данной ситуацией, над своим поведением в саду или школе по отношению к другим детям.

Как надо вести себя родителям:

1. Обязательно говорить с детьми. Не отмахивайтесь и не думайте, что они ещё маленькие и ничего не понимают, говорит эксперт. С детьми от 7 лет обязательно обсудите произошедшее.

2. Расскажите о своих чувствах. Скажите, что вы испугались и что очень любите своего ребёнка.

3. Спросите: «Что ты чувствуешь? Что ты думаешь об этом?». Слушайте и отвечайте на вопросы. Не добавляйте свои оценки.

4. Расскажите, что дети, которые это сделали, были больны психологически.

5. Посмотрите вместе новости и обсудите произошедшее.

6. И обязательно обсудите схему того, как и что надо делать в подобной ситуации.

 

Мы можем остановить трагедию, которая еще не произошла. Если видим на улице человека с оружием, необходимо позвонить по телефону экстренной службы 112 или в дежурную часть полиции. Не надо успокаивать себя, что это показалось. В данном случае лучше ошибиться в своих догадках.

Что делать, если происходит нападение в школе:

1.   Важно понимать, что подросток, пускающий в ход оружие в школе, пришел убить себя и других. Он считает, что ему нечего терять. Возможно он нацелен «забрать с собой» как можно больше людей. Причины могут быть различными: месть, отчаяние, желание запомниться, секта… Стоит воспринимать его как человека безумного, лишенного инстинкта самосохранения, самоконтроля, здравого смысла и любой логике поведения. Даже если вы были хорошо знакомы с этим человеком, не стоит думать, что вы сможете на него повлиять, договориться или рационально противостоять ему. Забудьте, что это ваш знакомый или друг. Сейчас перед вами посторонний и крайне опасный человек. Не заговаривайте с ним, не обращайтесь к нему первым, не смотрите ему в глаза, старайтесь вообще не смотреть ему в лицо, не привлекайте к себе внимание!

2.   Общие правила: не спорить, не делать резких движений, выполнять требования, держаться как можно ниже (присесть или лечь на пол). Нужно быстро оценить два пункта: какое оружие в руках у нападающего и не преграждает ли он путь к выходу. Прыгать из окна выше второго этажа – смертельно опасно.

3.   Если у нападающего огнестрельное оружие, то первое, что надо сделать – это лечь на пол. Так вы окажетесь ниже линии огня при беспорядочной стрельбе. Присядьте или ложитесь на пол. Убегать из помещения стоит только если выход рядом и нападающий отвернулся или отвлекся. В противном случае, есть риск привлечь внимание и получить выстрел.

4.   Попытка напасть и обезоружить преступника крайне опасна. Как и попытка бежать. Нападать имеет смысл только в том случае, если уже есть жертвы, и вы – следующий. В данном случае надо постараться напасть резко и убрать руку с оружием в сторону. Но это крайний случай. Нападать на вооруженного человека – практически гарантированное ранение или смерть.Хочу такой сайт

5.   Если у нападающего холодное оружие, то многое зависит от расстояния между вами и нападающим и между вами и выходом. Если вы ближе к выходу, чем он, то можно рискнуть. Но в данном случае следует оценить разницу в уровне физической подготовки и форме одежды.

6.   Если есть возможность – прячься. Выбери место, где можно забаррикадироваться. Выход надо закрыть так, чтобы при попытке зайти в помещение преступник не смог сделать этого (шкафы, тумбы, столы, стулья). Молчать, выключить телефон.

7.   Можно притвориться раненым или убитым среди других, если стрелок близко, и вы не можете убежать.

И несколько советов, которые пригодятся в жизни:

1.     Подумайте дважды, издеваясь над кем-то, принимая участие в массовой травле, делая кому-то пакости и подлости. Даже если жертва кажется безобидной. Довести до отчаяния можно практически любого.

2.     Будьте внимательны к знакомым. Если кто-то выражает идеи о самоубийстве или массовой резне, ведет себя странно, отлично от других сверстников, лучше не нарываться на конфликты с ним. Если узнали о готовящемся нападении, увидели странное сообщение с предупреждением или угрозой, расскажите родителям, учителям, друзьяПодпись: Как надо вести себя родителям:
1. Обязательно говорить с детьми. Не отмахивайтесь и не думайте, что они ещё маленькие и ничего не понимают, говорит эксперт. С детьми от 7 лет обязательно обсудите произошедшее.
2. Расскажите о своих чувствах. Скажите, что вы испугались и что очень любите своего ребёнка.
3. Спросите: «Что ты чувствуешь? Что ты думаешь об этом?». Слушайте и отвечайте на вопросы. Не добавляйте свои оценки.
4. Расскажите, что дети, которые это сделали, были нездоровы психологически.
5. Посмотрите вместе новости и обсудите произошедшее.
6. И обязательно обсудите схему того, как и что надо делать в подобной ситуации.

Подпись: Как надо вести себя родителям:
1. Обязательно говорить с детьми. Не отмахивайтесь и не думайте, что они ещё маленькие и ничего не понимают, говорит эксперт. С детьми от 7 лет обязательно обсудите произошедшее.
2. Расскажите о своих чувствах. Скажите, что вы испугались и что очень любите своего ребёнка.
3. Спросите: «Что ты чувствуешь? Что ты думаешь об этом?». Слушайте и отвечайте на вопросы. Не добавляйте свои оценки.
4. Расскажите, что дети, которые это сделали, были нездоровы психологически.
5. Посмотрите вместе новости и обсудите произошедшее.
6. И обязательно обсудите схему того, как и что надо делать в подобной ситуации.

м.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».